19. Соответствие развивающей предметно-пространственной среды ДОО требованиям ФГОС ДО
01.03.2024
Развивающая
предметно - пространственная среда
Организованная
предметно-пространственная среда в детском саду предполагает гармоничное
соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения
количества, разнообразия, неординарности, изменяемости. В нашем детском саду
постоянно поддерживаются все условия для оптимально – результативной
организации образовательного процесса.
В МКДОУ «Детский
сад №4 «Малышок» созданы комфортные безопасные условия, обеспечивающие высокий
уровень развития дошкольников.
Образовательная
среда нашего детского сада включает в себя:
Музыкально
- спортивный зал предназначен для проведения занятий
музыкально-эстетического цикла, праздников и развлечений, в зале организуется непосредственно образовательная деятельность,
утренняя гимнастика, физкультурные досуги и развлечения. Зал детского
сада эстетически оформлен, оснащен музыкальными инструментом (пианино),
музыкальным центром, музыкальной колонкой, детскими музыкальными инструментам, достаточным количеством стандартного и нестандартного оборудования,
которое соответствует методическим требованиям и нормам СанПин. имеется
достаточное количество атрибутов, костюмерная. Постоянно меняются декорации в
зависимости от проводимого мероприятия. На спортивной площадке имеется шведская стенка, гимнастические скамейки,
баскетбольный щит, волейбольная сетка, футбольные ворота.
Методический кабинет, где собран весь
необходимый материал для реализации задач ООП ДО. Кроме учебно - методического
материала имеется так же технические средства обучения (компьютер,
мультимедийный проектор). Наряду с методической литературой в методическом
кабинете находится демонстрационный материал для ООД, картотека дидактический
игр, световой стол для рисования песком. Методический кабинет детского сада
используется для проведения организационно-методических мероприятий с
педагогами и родителями.
Кабинет учителя – логопеда оборудован
зеркалами, столами, стульями, которые соответствуют росту детей. Оснащен
логопедическими инструментами, картотеками игр на развитие речевого дыхания,
мелкой моторики, предметами и сюжетными картинками по лексическим темам,
картами-схемами для обучения рассказыванию и описанию предметов, шнуровками,
вкладышами, мозаиками, наборами материалов для автоматизации и дифференциации
звуков, авторским оборудованием. Ccылка на видео
Экологическая комната разбита на несколько рабочих зон: зона обучения, природная, коллекций,
живой уголок, релаксации, библиотеки, интерактивный мини-музей, мини изостудия и фитобар. Все это
создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции,
помогает расслабиться, отдохнуть и то же время делает очень привлекательной для
ребят любую деятельность в помещении. Экологическая комната предназначена для
проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства с
коллекциями природного материала, ухода за живыми объектами. Периодически экологическая комната пополняется
пособиями, коллекциями, наглядным и демонстрационным материалом, приобретенным
или же изготовленным руками воспитателей детского сада. Здесь же размещаются
работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей
воспитанников.
Пространство групповых комнат организовано в виде
хорошо разграниченных центров развития.
Одна из обязательных для организации зон в групповом помещении — книжный уголок. Чтобы у детей
выработался навык работы с книгой, в каждой возрастной группе оборудован центр
книги — место для совместного с воспитателем изучения литературных произведений
и самостоятельной деятельности детей. Зона чтения находиться рядом с
окном, оснащена детской библиотекой с подобранными книгами по теме, актуальным
проблемам и соответствует возрасту и предпочтениям детей. Состав книг меняется раз в 2–2,5 недели.
В связи с тем, что
маленькие дети очень любят сказки, в каждой группе педагоги оформили «Театральный центр». В этом центре мы стараемся знакомить детей с
различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр,
который ему наиболее близок и удобен. Здесь есть различные виды театра. Здесь
размещены маски, шумовые инструменты, аудио и видеозаписи, сюжетные картинки по
данной теме, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для
персонажей.
Для успешного
музыкального развития в предметно-пространственной среде в группах оформлен музыкальный центр для совместной и
самостоятельной деятельности детей, с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей. Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы
способствует развитию интереса у детей к миру музыки. Они ярче чувствуют эмоциональную
сторону мелодий и песен, выражают своё настроение в танцевальных импровизациях.
Музыкальный уголок оснащен разнообразными инструментами, кассетами с песнями,
портретами композиторов.
Хорошо освещенное место
отведено «Центру творчества», где
дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Они
наполнены разнообразными пособиями и необходимым расходным материалом: краски,
альбомы, пластилин, книжки-раскраски, кисточки и т. п. Собран материал по
народно – прикладному искусству.
С целью свободного
доступа детей к спортивному оборудованию во всех возрастных группах оформлены «Центр двигательной активности», которые
служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к
здоровому образу жизни. Уголки размещены таким образом, чтобы способствовали
проявлению двигательной активности детей и находились в свободном доступе,
осуществляя принципы безопасности и доступности среды. Использование
разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, в т.ч. изготовленных
своими руками, повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к
увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на
физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
В группах
оформлены «Центры безопасности»
(ПДД). Под руководством воспитателей групп проходит целенаправленное
формирование основ правил безопасного поведения на дорогах, на улице:
знакомство с источниками опасности, мерами предосторожности при обращении с
ними и приёмами элементарной самопомощи. С этой целью воспитателями сделаны
красочные альбомы в наглядной образной форме, представляющие возможные
опасности и правила поведения в данных ситуациях. Представлены книги,
дидактические игры, картотека подвижных игр по ПДД, макеты.
Дети очень любят
экспериментировать. Для развития познавательно – исследовательской
деятельности, мы в каждой группе оформили «Центр
познания». В данном центре размещен материал для проведения опытов: весы,
ёмкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды. На
полочках размещен природный материал, бросовый материал, коллекция разных видов
бумаги для опытов и тактильного ощущения, магнит, коллекция разных круп,
лабораторное оборудование (зеркала, воронки, свечки со стаканчиками, пробирки,
лупы, весы, ложечки разного размера), ёмкости с сыпучими, жидкими и твердыми
веществами. .
В каждой групповой
комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть
наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая
зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации). С целью
обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ созданы специальные уголки уединения, или зоны релакса.
В приемной размещены индивидуальные шкафчики для
личных вещей воспитанников, скамейки для переодевания. Информационные стенды
для родителей (законных представителей воспитанников):
- «Наше
творчество» постоянно обновляется выставкой работ воспитанников;
- «Для вас родители» - информационный стенд с
режимом работы детского сада и группы, расписанием деятельности, рекомендации
специалистов, объявления.
Организация среды на территории детского сада
обеспечивает экологическое образование детей. С этой целью на территории
зеленые насаждения, организована экологическая тропа, имеются метеостанция, безопасная спортивная площадка, "Сказочный
островок", огород.
Для
каждой возрастной группы оборудован игровой участок, на которых
расположены веранды, малые архитектурные формы (домики, машины, горки,
песочницы), разбиты цветники.