6. Программа развития ДОО
01.03.2024
Программа развития МКДОУ «Детский сад №4 «Малышок»
1. Актуальность, новизна программы развития
Государственная программа РФ «Развитие
образования» на 2022 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект
«Современная цифровая образовательная среда в РФ», который нацелен на создание
возможностей для получения качественного образования гражданами разного
возраста и социального положения с использованием современных информационных
технологий.
Наше время отличается стремительностью,
диктует новые формы повышения качества образования. Одной из новых форм
является создание образовательного пространства, в котором ребенок сможет
раскрыть и развить свои способности на основе сотрудничества со сверстниками и
взрослыми. Фундаментальными составляющими такого образовательного пространства
являются возможность и целесообразность воспитания разносторонне развитой
личности, реализации творческих интересов и способностей, развитие
коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
В связи с тем, что мы живем во время
информационных технологий, и цифровая техника уверенно вошла в нашу жизнь,
хотим мы того или нет, нам приходится осваивать культуру общения в цифровом
информационном поле. Постоянными партнерами, осваивающими данное информационное
пространство, являются наши дети. Из-за физиологических особенностей дети
дошкольного возраста воспринимают цифровые приборы как игрушки, хотя они
являются средствами и мощными инструментами открытия другого мира – мира
информации.
Основными механизмами развития ребенка
являются игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.
В соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя
электронные образовательные ресурсы, которые представляют совокупность
информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих
технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных
программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Применение информационно-коммуникационных
технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как
позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной,
игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление
детей, творческие способности, максимально способствуя повышению качества
образования среди дошкольных организаций.
Программа развития МКДОУ «Детский сад №4
«Малышок»» - локальный нормативно-стратегический документ, разработанный с
учетом государственного, регионального, муниципального целевых заказов и
исходного состояния ДОУ, содержащий систему мероприятий, направленных на
достижение поставленных целей, средством интеграции и мобилизации
педагогического коллектива.
Программа направлена на создание условий
позитивной социализации, личностного развития детей, инициативы и творческих
способностей воспитанников через использование информационно-коммуникационных
технологий.
Данная Программа развития, определяет
основные задачи образовательного учреждения на данном этапе, выстраивает
концепцию развития, определяет проблемные направления.
2. Четкость
целеполагания, соответствие цели, задач, ожидаемым результатам программы
развития
Цель программы:
Повышение качества образования в ДОУ через
создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право
каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные
стартовые возможности для полноценного физического и психического развития
детей, как основы их успешного обучения в школе.
Задачами Программы являются:
1.Совершенствование
предметно-пространственной среды МКДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
2.Совершенствование содержания и
технологий образования дошкольников, в том числе
информационно-коммуникационных.
3.Повышение профессиональной
компетентности педагогов.
4.Обеспечение интеллектуального,
личностного и физического развития ребёнка в разных видах деятельности.
5.Внедрение проектов в образовательную
деятельность в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников.
6.Использование возможностей сетевого
взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.
7. Развитие системы управления ДОУ на
основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским
садом.
Ожидаемые результаты (социально
экономические эффекты) реализации программы
1. Снижение роста заболеваемости, через
мероприятия направленные на оздоровление и укрепление детского организма.
Снижение роста числа детей нуждающихся в услугах логопеда и детского психолога.
Системное взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, культуры
с целью повышения качества образования.
2. Оптимизирование процесса воспитания и
обучения дошкольников. Формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств воспитанников.
3. Информирование процесса образования:
- пополнение информации на сайте детского
сада, для возможности качественного предоставления услуг в электронной форме.
Активизация использования в образовательном процессе интерактивных технологий и
электронных образовательных ресурсов. Рост числа педагогов, освоивших
современные образовательные технологии. Рост числа педагогов, прошедших
обучение на курсах до 100 %. Приведение в соответствие с ФГОС учебных программ.
4. Обеспечение открытого информационного
пространства учреждения. Увеличение количества родителей, активно участвующих в
образовательном процессе до 100%. Повышение уровня педагогической грамотности
родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Вывод: Цели и задачи соответствуют
ожидаемым результатам.
3. Соответствие
направление работы ДОО программе развития
Приоритетными направлениями работы в МКДОУ
«Детский сад №4 «Малышок» являются:
Приоритетные направления развития
- экологическое
- патриотическое
- художественно-эстетическое
Концептуальной идеей Программы развития
является установка, что каждый ребенок – успешный дошкольник. Успешность
выпускника дошкольного учреждения предполагает личностную готовность его к
школе и выражается во «внутренней позиции школьника» (то есть готовности
ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика), включающей сформированность
мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых
компетентностей и универсальных учебных действий.
При разработке стратегии развития МКДОУ
«Детского сада №4 «Малышок» была определена перспектива деятельности
коллектива:
-
приоритет ребенка. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую
связана с ценностью ребенка. Стремление построить образовательный процесс в
соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает,
с одной стороны, бережное отношение к ребенку (его здоровью, интересам,
возможностям), с другой стороны, создание оптимальных условий для его развития
в образовательном процессе. Такими условиями в ДОУ выступают вариативность
образовательных программ, использование современных образовательных технологий,
обеспечивающих личностное развитие в образовательном процессе, позитивная
социально-психологическая атмосфера воспитательной работы;
-
качество дошкольного образования. Эта ценность определяется предоставлением
возможности выбора для ребенка индивидуального образовательного плана на основе
разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечением
социальной защиты ребенка; гарантией достижения каждым ребенком необходимого
уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе.
- преемственность дошкольного и начального
школьного образования. Предполагает дальнейшее развитие контактов ДОУ со школой
с целью обеспечения преемственности образования, развития детей и интеграции
дошкольного образования в образовательное пространство города.
- компетентность
(профессионально-педагогическая) – это системное понятие, которое определяет
объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической
деятельности. В более узком понимании под профессионально-педагогической
компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в
системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога,
позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.
Вывод: Направление работы ДОО соответствуют
направлениям программы развития. Стремление построить образовательный процесс в
соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает,
с одной стороны, бережное отношение к ребенку (его здоровью, интересам,
возможностям), с другой стороны, создание оптимальных условий для его развития
в образовательном процессе.
4. Соответствие программы развития с учетом этнокультурной
составляющей.
Этнокультурная составляющая
(национально-региональный компонент) предусматривает реализацию следующих
направлений деятельности дошкольного учреждения:
• приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Россию.
• предоставление каждому ребёнку
возможность обучения и воспитания на родном языке,
• формирование у детей основ
нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и
обычаях;
• ознакомление с историей, географией
России, расширение знаний детей о своём родном крае (о малой родине). Создание
благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и
уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
• ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:
• социализация: игровая деятельность (игры
с куклами в национальных костюмах, дидактические, театрализованные игры);
• физическая культура: народные подвижные
игры;
• познание: (формирование целостной
картины мира): экскурсии в краеведческий музей. На базе детского сада создана
мини библиотека, в ней собраны материалы местных поэтов и писателей
Палласовского края, где дети знакомятся с историей родного края, приобщаются к
его культуре, общечеловеческим ценностям. Все это помогает заложить в детях
фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и
индивидуальности.
Художественное творчество: (приобщение к
искусству):
• организация выставок изделий
национального декоративно-прикладного творчества;
• художественная литература: чтение произведений русских поэтов и писателей, устное народное творчество (потешки, колыбельные, загадки, пословицы, поговорки и др.);
• музыка: знакомство с творчеством
классиков русской музыкальной культуры, искусства, организация театрализованной
деятельности, народных праздников, ознакомление с народными мелодиями, песнями,
музыкой, музыкальными инструментами, танцами, танцевальными движениями.
5. Проработанность
измерителей реализации программы развития, в том числе удовлетворенности детей
и их родителей
Перспектива новой модели учреждения
предполагает:
Ожидаемые результаты.
1.Стабильный педагогический коллектив,
который:
-поддерживает общую идею системного обновления
образовательного процесса;
-стремится к достижению запланированных
детским садом результатов;
-обеспечивает выход детского сада на
уровень современных требований и повышение его конкурентоспособности как
дошкольного образовательного учреждения.
2.Рост количества педагогов,
представляющих свой опыт на мастер – классах, открытых мероприятиях, на
семинарах, конференциях, конкурсах разного уровня, публикациях в СМИ;
3.Рост числа педагогов, разработавших
авторские программы, методические пособия;
4.Увеличение числа воспитанников,
участвующих в конкурсах, соревнованиях.
5.Рост удовлетворенности педагогов,
воспитанников и их родителей организацией образовательного процесса в детском
саду.
6.Создание творческой группы, которая
реализует основные направления данной программы, способствует обмену передовым
педагогическим опытом и его распространению.
7.Включение педагогического состава в
участие творческих групп, методических объединений, обучающих семинаров района,
направленных на практическое внедрение современных образовательных технологий,
интегрированных форм осуществления непосредственной образовательной
деятельности.
8.Совершенствование образовательного
процесса, посредством проектных и игровых технологий.
9.Совершенствование функционирования
общественно-государственных органов управления.
10.Осуществление контроля, качества
выполнения планируемых направлений деятельности.
11.Создание системы оценки, качества
результатов деятельности.
12.Обобщение полученных результатов и
внесение необходимых изменений.
13.Повышение имиджа детского сада через
достижения педагогов и воспитанников.
14.Ориентация детей и педагогов на успех.
Анализируя удовлетворённость родителей
деятельностью ДОУ, наблюдается следующее:
- 83% родителей считают, что воспитатели
обеспечивают ребёнку всестороннее развитие, способностей, качественную
подготовку к школе и укрепляют здоровье;
- 83 % родителей признают авторитет
воспитателей, прислушиваются к его мнению и реализуют его советы в воспитании
ребёнка (20% родителей обращаются за помощь к специалисту);
- 92 % родителей считают, что для ребёнка
созданы комфортные условия;
- 83 % родителей удовлетворены своими взаимоотношениями с сотрудниками.