8. Содержание и методы образовательного процесса в ДОО

01.03.2024

Содержание и методы образовательного процесса в МКДОУ «Детский сад №4 «Малышок»

Образовательный процесс в детском саду осуществлялся в условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с требованиями основной образовательной программы МКДОУ «Детский сад №4 «Малышок», разработанной с учётом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.   Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также с учётом парциальных программ.

В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности. Организуя различные виды деятельности, педагог учитывает опыт ребёнка, его субъектные проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания деятельности и способов его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и желание заниматься определенным видом деятельности).

Педагоги используют основные методы работы с дошкольниками: наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий), словесные (беседа, рассказ, чтение художественной и познавательной литературы), практические (упражнения, дидактические игры, элементарные опыты, экспериментирование).

В ДОО создана система форм организации разнообразной деятельности дошкольников. Среди них выделяются простые, составные и комплексные формы.

Простые формы - построены на минимальном количестве методов и средств и посвящены, как правило, одной теме. К простым формам относятся: беседа, рассказ, эксперимент, наблюдение, дидактическая или любая другая игра.

Составные формы состоят из простых форм, представленных в разнообразных сочетаниях. К составным формам относятся: игровые ситуации, игры-путешествия, творческие мастерские, детские лаборатории, творческие гостиные, творческие лаборатории, целевые прогулки, экскурсии, интерактивные праздники, образовательные события.

Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм. К комплексным формам относятся: детско-родительские и иные проекты, тематические дни, тематические недели, тематические или образовательные циклы.

Для построения современного образовательного процесса в ДОУ педагогами используются активные формы и методы работы с детьми, которые определяются в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов и направлены на всестороннее развитие личности ребенка:

-          деятельностный метод «ситуация». Суть метода заключается в организации развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что у них пока не получается, выявляют причины затруднений, выходят на формулировку задач (детских целей), а затем в активной деятельности делают свои первые «открытия». При этом педагог становится организатором, помощником, консультантом детей и выполняет свою профессиональную миссию - быть проводником в мир общечеловеческой культуры. Такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулки, экскурсии, занятия, праздники и др.);Хочу такой сайт

-      утренний круг - важное общее событие, когда дети взрослые одной группы собираются вместе, чтобы отметить общее начало дня. Дети размещаются на стульях, мягких подушках или на ковре. Утренний круг продолжается недолго, обычно после завтрака, когда пришли все дети. При этом важным повторяющимся ритуалом является не только сам утренний круг, но и его структура (оглашение дня недели и даты; празднование дней рождения; описание погоды; и др.);

-      социо-игровой метод - развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Педагоги используют социо-игровые приемы (игры для рабочего настроя, прием игрового деления на микрогруппы и др.) в режимных моментах и образовательной деятельности. Использование данной технологии способствует повышению познавательной активности детей, обеспечивает формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия;

-           метод проектов - это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Участниками проектов являются дети дошкольного возраста и их родители, а также педагоги детского сада. Педагоги являются активными участниками Регионального фестиваля проектов «Мой край – родной Поволжье»;

-         квест-игра - это один из способов построения сюжета, путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Данная технология позволяет развивать детей во всех пяти образовательных областях, представленных в дошкольном образовании;

-         технология «говорящие стены» - это методические приемы практического метода обучения, форма организации развивающей предметно-пространственной среды. Основная идея- трансформация среды пребывания детей в обучающую среду, когда ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный и дидактический материал;

-         мастерская (творческая мастерская) - данная форма используется в совместной продуктивной деятельности педагога и детей, в процессе которой создаются индивидуальные и коллективные работы, имеющие четко определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление поделок в подарок родным и близким, младшим детям и т.д.);

-          творческое макетирование – данная форма организации детской деятельности используется в совместной творческой деятельности педагога и детей или в самостоятельной творческой конструктивной деятельности, в процессе которой создается специальное игровое пространство для развития различных игровых ситуаций в соответствии с замыслом ребенка.

-        ИКТ - методы и формы образовательного процесса, способствующие повышению его эффективности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей мотивации детей на поисково-познавательную деятельность – виртуальные экскурсии, образовательные челленджи;

-         Все выше перечисленные формы и методы работы с детьми применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи и позволяют организовать образовательный процесс в детском саду на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».