Программа ОБЖ

Программа Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. «Основы
безопасности детей дошкольного возраста» направлена на формирование основ
экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного
обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. Заменяет
блок «Формирование основ безопасности» в старших группах программы «От
рождения до школы» в образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие».
Цели и задачи по реализации Программы
Цель Программы: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в
различных неожиданных ситуациях.
Задачи:
1. Сформировать у ребенка навыки разумного поведения.
2. Научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в
городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми,
взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и
ядовитыми растениями.
3. Способствовать
становлению
основ
экологической
культуры,
приобщению к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты освоения Программы
- Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду,
поведения на улице и в транспорте, дорожного движения.
- Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь»,
«Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.
- Понимает значения сигналов светофора.
- Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».
«Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход»,
«Пункт медицинской помощи».
- Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход,
пешеходный переход «Зебра».
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы
безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения
к окружающей природе).

Мониторинг.
2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных
особенностей детей на основе диагностической карты. Она позволяет
определить уровень навыка быстро и правильно действовать в различных
жизненных ситуациях, желания сохранять и укреплять своё здоровье.
Методика проведения диагностики:
1. Тема: «Ребёнок и другие люди».
Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;
обсуждение конкретных ситуаций;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по
порядку».
2. Тема: «Ребёнок и природа».
Беседы по картинкам, плакатам;
наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто,
где живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы,
ягоды).
3. Тема: «Ребёнок один дома».
Занятие-практикум «Спешим на помощь»;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто
поможет?», «Скорая помощь», «Помогите милиция!».
4. Тема: «Здоровье ребёнка».
Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),
«Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции),
«Валеология или здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки),
«Малыши-крепыши» (закаливание, ЗОЖ);
Занятия, беседы, наблюдения.
5. Тема: «Эмоции».
Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;
рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;
дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и
эмоции», тесты.
6. Тема: «Ребёнок на улицах города».
Занятие-практикум «Мы пешеходы»;
сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и
пассажиры»;
дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные
знаки», «Найди ошибку».

Контроль
Входной
Итоговый

График проведения диагностики
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
Сентябрь 1-2 недели
Май 3-4 недели

Модель реализации Программы.
Основой программы является учебное пособие по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста (Авдеева Н.Н.,
Князева О.Л, Стеркина Р.Б.). Учебное пособие включает программу для
дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей
дошкольного возраста» и систему развивающих заданий для детей старшего
дошкольного возраста. Задания предполагают разные формы взаимодействия
детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы) и направлены на
формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа
жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного
поведения на улице.
Технологии
- игровые;
- информационно-коммуникативные;
- технология проблемного обучения;
- проектная деятельность;
- технология здоровьесбережения.
Принципы организации воспитательно-образовательной работы
Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по
всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети
оказываются не защищенными от представленных в нем определенных
источников опасности.
Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь
учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой
половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов
нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут
осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно
выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами
(каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели).
Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как
состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное
содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный
материал.
Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может
предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от
педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения,
ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение
соответствующей художественной литературы.
Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что
городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с

окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают
именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как
ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот,
сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к
правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми
взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свои опыт
осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и
семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах
поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе
целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.
Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного
возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы
выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие -для среднего, третьи -- для старших дошкольников. Второй путь -- одно и то же
содержание программы по разделам используется для работы в разных
возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы,
соответствующие возрастным особенностям детей.)
Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как
самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы.
При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной
комплексной программы. Прежде всего это касается занятий по
изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с
окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также
не регламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.
Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации
педагогического процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для большей
эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как
специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные
режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры).
Иными словами, предлагаемая программа не должна быть искусственной
надстройкой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный
педагогический процесс.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях
дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны
стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с
ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными
участниками педагогического процесса.
Распорядок дня
Основы безопасности детей дошкольного возраста
Совместная деятельность*

периодичность
продолжительность
Всего в год

Старшая группа
(5-6 лет)

Подготовительная к
школе группа (6-7 лет)

Один раз в неделю

Один раз в неделю

Не более 25 мин.

Не более 30 мин.

34

34

* Совместная деятельность проводится во вторую половину дня
Основные разделы программы
Раздел 1. Ребенок и другие люди
1.1. 0 несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
1.2.Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
1.3.Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого
взрослого.
1.4.Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
1.5.Если «чужой» приходит в дом.
1.6.Ребенок как объект сексуального насилия.
Раздел 2. Ребенок и природа
2.1.В природе все взаимосвязано.
2.2.Загрязнение окружающей среды.
2.3.Ухудшение экологической ситуации.
2.4.Бережное отношение к живой природе.
2.5.Ядовитые растения.
2.6.Контакты с животными.
2.7.Восстановление окружающей среды.
Раздел 3. Ребенок дома
3.1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми
предметами.
3.2. Открытое окно, балкон как источники опасности.
3.3. Экстремальные ситуации в быту.
Раздел 4. Здоровье ребенка
4.1. Здоровье — главная ценность человеческой жизни.
4.2. Изучаем свой организм.
4.3. Прислушаемся к своему организму.
4.4. О ценности здорового образа жизни.
4.5. О профилактике заболеваний.
4.6. О навыках личной гигиены.
4.7. Забота о здоровье окружающих.
4.8. Поговорим о болезнях.
4.9. Инфекционные болезни.
4.10. Врачи — наши друзья.

4.11. О роли лекарств и витаминов.
4.12. Правила оказания первой помощи.
Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребенка
5.1. Психическое здоровье.
5.2. Детские страхи.
5.3.Конфликты и ссоры между детьми.
Раздел 6. Ребенок на улице
6.1. Устройство проезжей части.
6.2.«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
6.3.Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
6.4.Правила езды на велосипеде.
6.5. О работе ГИБДД.
6.6.Милиционер-регулировщик.
6.7.Правила поведения в транспорте.
6.8.Если ребенок потерялся на улице.

Взаимодействие с семьей.
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и
интерес детей.
Формы и виды взаимодействия с родителями:
-приглашение на презентации технических изделий;
- подготовка фото-видео отчетов создания приборов, моделей, механизмов и
других технических объектов как в детском саду, так и дома;
- оформление буклетов.
Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и
обратную взаимосвязь на уровне ДОУ.

Тема

Ответственный

План работы с родителями

Сроки

Детский дорожно-транспортный травматизм, причины
и последствия. Причинно-следственный механизм
возникновения ДПП.
Индивидуальное консультирование в течение года
по вопросам ЗОЖ и наркопрофилактики.
Информационные листы для родителей:
- « Ребенок и наркотики»,
- «Как организовать досуг ребенка в домашних
условиях»,
- « Если ребенок сводит с ума?».
Возрастные особенности восприятия детьми
дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на
улицах, дорогах и в транспорте
Обеспечение безопасности движения детей по пути в
детский сад и домой (принципы определения безопасного
маршрута движения)
Типичные опасные дорожные ситуации для пешехода
(«ловушки» на дорогах), формы и методы их изучения в
семье
Основные навыки безопасного поведения ребенка в
дорожном процессе. Основные законы безопасного
движения
Формирование у детей навыков безопасного
поведения на улице, дороге, в транспорте
Назначение и правила перехода проезжей части по
сигналам светофоров и умение пользоваться дорожными
знаками во время движения
Изучение обязанностей пешеходов, пассажиров,
велосипедистов
Обеспечение безопасности движения детей вне
детского сада (анализ и изучение организации дорожного
движения по пути в учреждения и домой) и
взаимодействие с воспитателями этих учреждений
Правила поведения детей в общественном транспорте.
Правила движения детей организованными группами
Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД
и последствия, вызванные этими нарушениями
Итоговое занятие. Особенности поведения детей на
улице вне детского сада

Инспектор
ГИБДД

Сентябрь

Старший В течение
воспитатель,
года
педагогпсихолог
В течение
Воспитатели
года

Педагогпсихолог

Октябрь

Старший
воспитатель

Ноябрь

Инспектор
ГИБДД,
Старший
воспитатель

Декабрь

Старший
воспитатель
Инспектор
ГИБДД

Февраль

Старший
воспитатель
Инспектор
ГИБДД

Апрель

Старший
воспитатель
Инспектор
ГИБДД
Все
участники

Июнь

Январь

Март

Май

Июль
Август

План совместных мероприятий с родителями
№
1

2
3
4
5

Выставки, конкурсы, развлечения
Участие во Всероссийском конкурсе «Простые
правила».
Изготовление схем безопасных маршрутов
движения в ДОУ
(совместная работа детей с родителями).
Спектакль «В стране дорожных знаков»
Выставка детских рисунков
«Транспорт».
Участие в городском творческом конкурсе
«Дорога будущего глазами детей»

6

Выпуск газеты «Я дружу со светофором»

7

Рисунки на асфальте – конкурс
«Цвета светофора».

8

Концерт "Уважая правила дорожного
движения, песенку споём без промедления"

сентябрь

Инструктор
по
физической
культуре

октябрь

Воспитатели
групп

ноябрь
декабрь
февраль
апрель
май,
июнь
май

Музыкальный
руководитель
Воспитатели
групп
Воспитатель
ИЗО
Старший
воспитатель
Воспитатели
групп
Музыкальные
руководители,
педагоги ДОУ

Материально-техническое обеспечение Программы
Технические средства обучения
 Музыкальный центр
 Ноутбук по количеству детей
 Интерактивная доска
 Программное обеспечение SMART board
 Выход в интернет
Методическое обеспечение Программы
- плакаты по ПДД;
- плакаты по первой доврачебной помощи при ДТП;
- дидактические игры;
- видеофильмы;
- карточки-задания по ПДД;
- макеты знаков, светофоры (игровые);
- форма инспектора ГИБДД;

- книги из серии «Азбука безопасности»;
- площадка БДД с дорожной разметкой;
- мини-коврики с дорожной разметкой для игр с машинками, атрибуты для
сюжетных игр в летнее время года;
атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Шоферы», «Автобус», «ГАИ и
дорога»;
- детский педальный транспорт (велосипеды и т.д.).
Методические материалы для педагогов:
- опыт работы по профилактике ДДТТ;
- сборники планов конспектов проведения занятий и мероприятий;
- методические рекомендации по обучению воспитанников ПДД;
- методические рекомендации по организации мероприятий с детьми по
предупреждению ДДТТ;
- дидактические материалы (комплект карточек «Безопасность на дороге» для
познавательных игр с детьми);
- сайт "Школа безопасности» http://gov.cap.ru/SiteMap;
- флажки для перехода улицы.
Организация развивающей предметно- пространственной среды
Предметно-пространственная среда обеспечивает:
1. Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.
2. Многофункциональность использования элементов среды и возможность её
преобразования в целом.
3. Доступность, разнообразие автодидактических пособий (с возможностью
самоконтроля действий ребёнка).
4. Наличие интерактивных пособий, сделанных детьми, педагогами и
родителями.
5. Использование интерактивных форм и методов работы с детьми,
позволяющих «оживить» среду, сделать её интерактивной

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».